Ученые объяснили различия в восприятии цвета одного и того же платья – Новости – Материалы сайта – С

Может ли быть так, что все видят цвета по-разному, не могут их описать, но синхронизируются, зная их названия?

Думаю, можно вспомнить такое понятие, как «Квалиа», но оно относится к области философии и считается спорным, имеет много сторонников и противников. А объясняет оно именно субъективное восприятие цвета

Например, вы прямо сейчас смотрите на обложку этого вопроса. Для вас это только зеленый цвет и никакой другой. Другой человек тоже смотрит на обложку и тоже видит ее зеленым. Но для него зеленый — это как для вас, например, синий. Он видит его смещенным (но только для вас, для него все в порядке) спектром. Просто относительно вас он видит, а точнее чувствует его так. То есть все в мире, что для вас зеленое, для него оно как для вас синее. Но он привык называть этот цвет зеленым и никаким другим, так, как его учили с детства. И вы, собственно, никогда не сможете узнать, каким конкретно он ощущает этот цвет. Можно попробовать связать с ассоциацией: «Эта обложка такого же цвета, как и трава». Но для этого человека и она, и трава одного цвета и он называет его зеленым, как его опять же и учили.

А теперь представьте, что каждый из нас видит мир в определенной цветовой палитре, которая отличается от палитры любого другого человека. И именно Квалиа позволяет сторонникам этой идеи осознавать иллюзорность, виртуальность именно их мира.

Всё-таки большинство видят одинаково.

Да, оттенки мы кто-то различаем, кто-то нет. Даже некоторые цвета (обычно зеленый/красный) некоторые различают с трудом — дальтоники. Это определяется количеством и соотношением чувствительных к цветам элементов глаза — «колбочки» и «палочки».

Да, некоторые оттенки мы возможно и различаем, но не умеем их назвать, и потому, для нас это один цвет.

Так, например, для меня все грибы это просто грибы, хотя я их и отличаю, но назвать их не могу.

Но есть и другая ситуация — когда северные народы видят тот же снег, что и мы, но у них есть названия для разных оттенков снега, а у нас нет. Это означает, что часть мы различаем, но назвать не можем, а часть не различаем, потому, что глаз тоже тренируется в умении различать оттенки.

Цвет — очень важная по информативности составляющая зрения. Температура, зрелость, неиспорченность (не начались процессы гниения), неядовитость — всё это звери, а затем и человек обязаны мгновенно определять по цвету. По цвету кожи — лица, ушей — звери, а затем и человек мгновенно отличают эмоциональное состояние человека, агрессию, обман, страх. Люди, слишком часто (особенно в прошлом), а звери и сейчас, ошибающиеся в восприятии по цвету, а следовательно и интерпретации информации, просто не выживали. Так что всё-таки различия в восприятии цветов хотя и есть, но не существенные для взаимопонимания и выживания.

Дополню, отвечал недавно на другой вопрос:

Цвета ведь не существуют каждый сам по себе:

Измерить цвет — значит выразить его через какие-то величины и тем самым определить его место во всем множестве цветов в рамках некоторой системы их выражения или математического описания.

Вот пример одной из систем цветовых пространств:

Если бы мы каждый представляли себе цвета произвольным образом, то разве могли бы выстроить их друг рядом с другом одинаково в определенном соответствии? Сделать тысячекусочный пазл из такого конуса или иной схемы цветового пространства, мы же с трудом, но сложим его?

Пример другого цветового пространства:

Черный должен быть у всех черным, белый у всех белым, о том, как они выглядят можно договориться, описать через нечто другое. Черный — это отсутствие света. Белый — максимальная яркость (возьмите яркий светодиодный фонарь, посветите на клавиатуру, скажите какого она цвета). А черный и белый это две точки (области) в цветовом пространстве однозначно определенные. Да, согласен, этого не совсем достаточно, но хоть что-то.

Тут скорее теория квалиа

Кроме колбочек, которые реагируют на длину волны, у некоторых есть еще мозг, который полученную информацию интерпретирует. И вот тут совсем все сложно, делает он это у всех одинаково или по-разному, сказать нельзя.

Обновил ответ. Квалиа, это квалиа, понятно, тоже самое как мозг интерпретирует.

Но какие вообще основания думать, что мозг представляет себе черный цвет по-разному у разных людей?

Черный — отсутствие сигнала. Почему одинаково физиологически устроенный мозг должен по-разному «изображать» отсутствие сигнала?

Белый — максимум сигнала. Почему по-разному?

Зеленый действует на большинство успокаивающе. Каким образом это физиологически устроено, если мозг представляет себе его якобы произвольно?

Хорошо, а почему тогда мы думаем, что линию все видят как линию?

Чем принципиально отличается прием сигнала о прямой или о круге от различения цветов?

Линия на листе это тоже разные цвета?

Почему никто не жалуется, что плохо отличает черный от белого? Ведь если они представляются произвольно, то они у кого-то будут похожи как два оттенка зеленого.

Когда вы возразите, что мол квалиа, что мы не знаем как это «выглядит» у другого в мозге, давайте разберем отличия квадрата от круга — про них мы тоже не знаем, как они на самом деле «выглядят» у другого в мозге.

Я уже писал. На самом деле не только цвета. Вообще все ощущения это, на самом деле, внутри мозга. Звуки, осязание, температура, самое мне нравящееся — запахи.

Я не вижу оснований утверждать, что каждый мозг представляет себе это по-разному. Это лишняя гипотеза, которая не имеет никакой предсказательной силы, ни на чём не основана, ничего не объясняет.

Да, доказать, что эта гипотеза не верна также не реально, как доказать, что на орбите не летает макаронный монстр и чайник.

Возможно я ошибаюсь. Расскажите в чем научность этой гипотезы про одинаковые физиологически мозги с разным представлением цветов внутри?

думаю полностью доказать, что люди видят все цвета одинаково, можно будет только тогда, когда мы сможем вживлять «фотоопарат» в глаза, чтобы потом перенести изображение на компьютер и с помощью какой-нибудь программы (в которой вбиты все цветовые палитры)уже определить, так ли это.

Именно на уровне глаза всё точно одинаково. Одинаковые рецепторы, одинаково работают. Эксперименты есть со снятием сигналов с подобных рецепторов (с животными).

Проблема с том, что потом делает мозг с этими одинаковыми сигналами.

Мы настолько не верим в «электрику» нашего самосознания, что не можем понять как сигнал становится мыслью. Как там эта мысль «живет».

Андрей, вы что-то странное такое говорите. Сначала «все видят одинаково», потом вам говорят «почему вы так думаете», а вы «а почему вы думаете не так, я не вижу причин думать не так».
А я вижу. Кто сказал, что мозг у людей физиологически одинаков? И что это значит?
Кто сказал, что все видят линию одинаково?
Почему у разных людей мозг должен одинаково изображать отсутствие сигнала? Вот жесты отрицания у разных народов разные. В Индии кивают, например.
Вы пытаетесь свое внутреннее ощущение, собственный здравый смысл выдать за объективную реальность. Это называется «когнитивное искажение».
Мир может быть совсем не интуитивно понятным, что наука и показывает.

Кто сказал, что мозг у людей физиологически одинаков?

Эмм.. Пока никто копавшийся в головах не опубликовал работы о том, что мозг физиологически разный бывает.

Читайте также:  Папилломы на шее причины и ТОП методов лечения

А откуда быть мозгам разными если гены одни и те же?

Кто сказал, что все видят линию одинаково?

С очевидностью аксиом геометрии и с способностью доказывать и принимать доказательства были бы большие проблемы. Геометрия основана на том, что всем одинаково очевидно, что точка это точка и так далее.

Если линия видится кому-то не линией, то чем? Некой произвольной кривой? А почему бы даже не точкой? Тогда какая будет путаница вместо алфавита, например? Или иероглифов? Как можно узнать в чужом рисунке третье известное лицо?

@Андрей Ларионов, вы и тогда не понимали, о чём речь:
10 «Если линия видится кому-то не линией, то чем? Некой произвольной кривой? А почему бы даже не точкой?»
— чем угодно. Важно: 1) инверсия, т.е., если я линию воспринимаю, как вкус клубники, то вкус клубники должен воспринимать, как линию; 2) подмена квалиа в памяти
2. «Тогда какая будет путаница вместо алфавита, например?»
— не будет. Вы смотрите на букву А и переживаете этот визуальный стимул, как я переживаю вкус клубники. Однако, главное заключается в том, что ваше переживание восприятия буквы А отличается от переживаний всех остальных букв. Тогда путаницы с алфавитом не будет

С очевидностью аксиом геометрии и с способностью доказывать и принимать доказательства были бы большие проблемы.

Нет. Например, люди могут по-разному воспринимать расстояния. В очках с диоптриями вещи выглядят меньше, чем без них. Линия выглядит короче (если у нее есть длина), эталон меры длины тоже. Никакой путаницы.

Пока никто копавшийся в головах не опубликовал работы о том, что мозг физиологически разный бывает.

Строение мозга не просто бывает разное, оно всегда разное, причем меняется на протяжении жизни. Связи постоянно формируются.

Связи — «наполнение» мозга. А его строение, правила и механизмы работы, правила формирования этого наполнения — одинаковые.

Причем, зоны в которых возникает активность и формирование связей одинаковы для одинаковых возбудителей у разных людей.

Вот есть форма пустой базы данных. Вы наполняете её данными, формируете связи. И что, какая разница насколько она наполнена и в каком порядке наполнялась?

Оценочные характеристики (длина, расстояние) — немного не то. Их вариативность прекрасно известна. В этом смысле мы действительно многое чувствуем по-разному. Но можем примерно договориться. Разность — предсказуема. Известны причины оптических, звуковых и прочих обманов. Видящие цвета обычным образом могут спроектировать таблицы которые сами не будут видеть, но дальтоники будут их видеть. Можно создать картинку на которой одни будут видеть синее, другие белое платье. Но красным большинство его не видит. А если кто-то видит — тому есть объяснение.

Вот есть форма пустой базы данных. Вы наполняете её данными, формируете связи. И что, какая разница насколько она наполнена и в каком порядке наполнялась?

Структура мозга создается по мере наполнения. Никакой пустой формы нет.

Оценочные характеристики (длина, расстояние) — немного не то. Их вариативность прекрасно известна. В этом смысле мы действительно многое чувствуем по-разному. Но можем примерно договориться.

Можем точно договориться, поскольку понятие цвета никак не связано с реальным цветом. Достаточно различать разные цвета.

Наполнение — рождение новых связей между уже существующими нейронами.

Сам мозг возникает ещё на эмбриональной стадии развития и только возникнув начинает наполняться ощущениями. Мозжечок, таламус, гипофиз, всё прочее возникают независимо от того, видели ли вы красный цвет, получили ли его ощущение или нет. Глаза — часть мозга с их рецепторами — возникают независимо от того, видели ли вы что-либо или нет. Передают сигнал по нервам в зрительную зону. Она и нервы есть независимо от того видели ли вы что-то или нет. Правила — физиология этих механизмов у всех одинаковая. А вот уже связи между нейронами возникают в результате этих ощущений.

понятие цвета никак не связано с реальным цветом

Совсем совсем никак? )

А всё же, как, Вы думаете, связано понятие цвета с реальным цветом?

А что такое «реальный цвет»?

Да, да, я специально задал этот вопрос основываясь на цитате. Если бы CABRON PEKAR попытался ответить на вопрос, то ему и пришлось бы расшифровать свой термин «реальный цвет» ))

Алексей, давайте без заключений о том, что кто не понимает. Так как на этот счет тоже возможны разные мнения.

Если кто-то прямую воспринимает как точку, то у него не сложится буква А и он не сможет ее узнать.

Ощущение А не просто должно отличаться от всех остальных букв, оно должно быть согласовано со всеми остальными ощущениями включая возможность узнать в ней рога быка, каковые она изначально изображала. Т.е. вывернутость всего спектра визуальных ощущений.

Дальнейшие рассуждения я изложил в новых комментариях, там и предлагаю продолжать.

«Если бы мы каждый представляли себе цвета произвольным образом, то разве могли бы выстроить их друг рядом с другом одинаково в определенном соответствии?»
При том, что аргумент со спектром мне самому кажется стоящим (пока), тем не менее:
если учесть, что порядок в спектре происходит из-за «сложения» трёх базовых цветов, то достаточно, чтобы для человека с «подменой» квалиа синий + жёлтый давало красный, пурпурный + жёлтый = зелёный и т.д.

Цвет — оценочное субъективное понятие, ощущение, создаваемое нашим мозгом при анализе сигналов производимых сетчаткой глаза при попадании на нее световых лучей. Зрение — одно из чувств, и как и все чувства человека оно субъективно.

Люди действительно могут воспринимать цвета по разному. Но вариативность цветовосприятия не велика, за исключением случаев нарушения развития, таких как дальтонизм — неспособность воспринимать один или несколько цветов.

В окружающем нас мире нет такого физического понятия как «цвет». Объекты и источники освещения не имеют своего цвета, они лишь отражают или излучают свет с определенной длиной волны, который мы воспринимаем как «цвет».

Проведите эксперимент: возьмите что-то красное и не глянцевое и посветите на это через непрозрачный зеленый пакет. Какой цвет вы увидите?

А в пример субъективности восприятия цвета можно привести недавний мем «феномен платья»: wikipedia.org ‎

Суть его в том, что некоторым платье на фотографии кажется золотисто-белым, а другим сине-черным. Его истинный цвет сине-черный.

Сам свет — малая часть спектра электромагнитного излучения, воспринимаемая нашим глазом. Известно, что, например, птицы могут видеть еще и ближнее ультрафиолетовое излучение.

Цветовая характеристика объекта это результат работы зрительной системы. Она состоит из глаз, зрительных нервов и участков головного мозга отвечающих за зрение.

В первую очередь восприятие цвета зависит от количества и функионирования палочек и колбочек (фоторецепторные клетки сетчатки), которое может варьироваться так же как, скажем, рост или цвет волос.

Палочки обладают высокой светочувствительностью, но из цветового спектра способны воспринимать только изумрудно-зеленую часть. Колбочки бывают трех типов и отвечают за восприятие цвета: красный, зеленый, синий. Для работы колбочек требуется существенно более высокий уровень освещенности, чем для работы палочек. Этим объясняется, почему человек не воспринимает цвета в темноте.

Кроме особенностей развития глаза огромную роль играет сам мозг человека, ведь именно он производит анализ информации и формирует итоговую картинку.

Читайте также:  Свёртывание крови - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии

Итог зависит от разных факторов: освещенность, цветовая температура освещения, цвет окружающих объектов и фона и прочих.

Советую посмотреть познавательное видео про это:

Есть вопросСерый или розовый: Почему мы по-разному видим цвета

Фото кроссовок разделило людей на два лагеря, как когда-то знаменитое платье

  • Ульяна Бондаренко , 12 октября 2017
  • 200070
  • 16

Только, казалось бы, спал ажиотаж двухлетней давности вокруг платья-хамелеона, которое одним казалось бело-золотым, а другим — сине-черным, как в соцсетях начался новый спор. Британка Николь Култхард выложила в Facebook фотографию кроссовок Vans и рассказала, что они с подругой по-разному видят цвет обуви: у одной кроссовки были серые с бирюзовыми шнурками, а у другой — розовые с белыми.

В редакции The Village десять человек отдали голоса за серый цвет, и только трое увидели розовый. У некоторых к концу дня цвет обуви изменился. На самом деле кроссовки оказались розовыми.

Чтобы прекратить споры, мы поговорили с офтальмологом, психологом и художником и разобрались, почему люди видят цвета по-разному и что на это влияет.

гендиректор Центра терапевтической офтальмологии, офтальмолог

Причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения. Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина . Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный — после травмы или невритов.

Полихроматические таблицы Рабкина используют для выявления дальтонизма. По степени цветовосприятия различают: трихромантов (норма), протоанопов (люди с нарушением восприятия в красном спектре) и дейтеранопов (людей с нарушением цветовосприятия зеленого цвета).

психолог, директор центра практической психологии

На восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения. К физиологическим причинам относятся дефект зрения, например дальтонизм, а также ситуативное настроение. В мрачном расположении духа человек реагирует на темные оттенки, а при позитивном настроении картинка для него становится солнечной и более чистой.

Также играет роль изощренность в определении цветов. Этот аспект может быть связан с природными условиями или специальной подготовкой. Северные народы, которые живут на Чукотке или Аляске, различают намного больше цветов снега, так как от этого зависит успешность охоты и выживание. Роль играет и профессиональное образование: у художников палитра восприятия острее.

Обычному человеку достаточно увидеть примерно, и он уже делает вывод о картинке. Из-за визуальной культуры, которая сейчас обрушилась на нас, массива цветовой информации люди перестают узнавать оттенки, они определяют их скорее по форме. Цвет перестал быть индикатором в наших условиях.

художник, куратор программ Pre-foundation Art & Design и «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна

С точки зрения эмоционального восприятия цвета на него влияют и культурный бэкграунд, и социальное положение, и воспитанность видения цвета. Людей, связанных с творческой деятельностью, отличает насмотренность цветов. Когда человек постоянно соприкасается с этим, то он чутче и глубже видит цвет, сильнее расставляет акценты.

Чтобы цвет воспринимался спокойнее или, наоборот, вызывал эмоциональный всплеск, создается определенная гармония цветов. И эта комбинация как раз может влиять на восприятие. Один и тот же красный может восприниматься по-разному в зависимости от цвета вокруг него. Есть научные труды Джозефа Альберта об инструментах влияния на восприятие цветов.

Восприятие различается и от условий, места. Потому и художники всегда работают при дневном свете — в естественной среде цвета воспринимаются лучше.

Эти эксперименты с платьем, кроссовками похожи на некий иллюзорный трюк. Я думаю, так получается, потому что изображение показано на цифровом носителе. Человеческий глаз по-разному реагирует на картинку на экране. Есть настройки, которыми можно настроить цветопередачу. Кому-то больше подходит, когда цвет более насыщенный, а кому-то высокий контраст начинает резать глаз.

Опять же, о культурном восприятии: можно провести параллель с выставкой Мураками. Для человека, воспитанного в японской культуре, типично буйство цвета, а для европейца — нет. Многие мои студенты жалуются на эту выставку как на болезненный опыт: у некоторых даже начинает болеть голова. Просто мы не привыкли воспринимать такую интенсивность красок.

Топ иллюзий, от которых закипает мозг

Помните, как два года назад мир раскололся надвое? То была эпоха всеобщего помешательства, дерущихся коллег, спорящих супругов и орущих друг на друга старшеклассников. Да, в 2015-м появилось то самое платье, не то черно-синее, не то бело-золотое. Но это лишь один пример иллюзии, связанной с несовершенством зрительной системы человека. На самом деле наши глаза на пару с мозгом готовы обманываться и удивлять нас иллюзиями на каждом шагу.

Слева направо или справа налево?

В какую сторону двигается изображение этой девушки — справа налево или слева направо? Правильного ответа здесь нет и быть не может. Восприятие направления движения зависит от того, как в данный момент воспринимает «гифку» ваш мозг. Стоит чуть-чуть напрячь воображение, и голова начнет вращаться в другую сторону.

Интернет-родоначальника этой иллюзии надо искать в 2003 году. Тогда веб-дизайнер Нобуюки Кайяхара придумал «танцовщицу». Большинство людей видят вращение девушки по часовой стрелке. Несколько лет назад в сети даже придумали байку, мол, то, как вы первоначально воспринимаете направление вращения силуэта, указывает, какая часть вашего мозга более активная — левая или правая. В действительности все намного проще.

Все дело в том, как мозг в момент, когда глаза увидели вращающийся силуэт, распознает опорную ногу. В случае с «танцовщицей» у зрителя нет возможности определить глубину и объем, нет точки отсчета вращения и вообще ориентиров, кроме плоского силуэта. Таким образом, если мозг принимает в качестве опорной ноги правую, то девушка будет вращаться против часовой стрелки (если смотреть сверху). Если опорной идентифицировалась левая — получим вращение по часовой стрелке.

Версия иллюзии с лицом девушки гораздо сложнее, потому что в данном случае с помощью точек создается впечатление объемности изображения. Эффект связан с тем, что в жизни вы привыкли смотреть на лица и вряд ли представляете, как они выглядят «за затылком», то есть с обратной стороны. Поэтому как только глаза видят эту анимированную девушку, мозг «заставляет» вас считать, что в данный момент ее лицо обращено к вам. А направление вращения — это уже дело техники.

Беги, Марио, беги!

Истоки этого типа иллюзий лежат в XIX веке, когда «волшебные картинки» вызывали восторженные ахи и охи у неискушенной виртуальными развлечениями публики. Суть в том, что исходное изображение разрезается на множество продольных или поперечных полос, а поверх накладывается дополнительный слой (например, в виде пленки) с чередующимися черными и прозрачными полосами. При перемещении этого слоя получается иллюзия движения.

Почти 200 лет назад ученые поняли, что иллюзия вызвана стробоскопическим эффектом и инертностью зрения. Тогда же исследователи пришли к выводу, что каждая часть видимого в определенный момент времени через прозрачные прорези изображения воспринимается человеком чуть дольше, чем картинка находится перед глазами. Таким образом часть изображения сливается со следующим элементом, создавая впечатление двигающегося объекта.

Достаточно сделать непропорциональными части исходного изображения, поменять форму, толщину или плотность штрихов, как создается новый эффект движения. Один из примеров — иллюзия с голубями.

Иллюзия Джастроу

А эта иллюзия покорила интернет год назад. Вы смотрите на две одинаковые изогнутые детали от детской железной дороги, которые (это же очевидно!) отличаются только размером. Та, что выше, — поменьше, а та, что ниже, — побольше.

My toddler’s train track is freaking me out right now. What is going on here?! pic.twitter.com/9o8bVWF5KO

Но, конечно же, ничего нового в этой иллюзии нет. Заинтересовался ей в конце XIX века американский психолог Джозеф Джастроу, который попытался объяснить причины, по которым возникает эффект, впоследствии названный в честь медика.

Читайте также:  4 клинические группы в онкологии Рак - лечение и профилактика

Есть маленькая хитрость, на которую не сразу обращаешь внимание: фигуры кажутся разными по габаритам, потому что при размещении их на плоскости они были выровнены по скошенному краю. Однако из-за изогнутых частей двух элементов необходимо ориентироваться не на правый или левый край, а на углы. Проводим видимую или воображаемую линию от каждого угла и понимаем, что для правильного восприятия фигур верхнюю надо подвинуть чуть правее.

Интересно во всем этом то, что даже если проделать эту нехитрую манипуляцию, то нижняя загогулина все равно будет казаться чуть больше верхней. Почему так происходит, толком не могут ответить до сих пор. Согласно одной версии, во всем виновато то, как наш мозг интерпретирует двухмерные объекты в трехмерном мире. Другое распространенное объяснение гласит, что наш разум смущает соседство более длинной части нижнего объекта с более короткой стороной верхнего. Такое расположение почему-то заставляет мозг воспринимать длинную часть еще более длинной, чем есть на самом деле, а короткую — еще более короткой.

Обманчивое цветопостоянство

Это один из самых интересных эффектов, который чуть ли не в любой интерпретации удивляет людей. Ярчайший пример такой иллюзии — то самое платье. Или вот из более-менее новенького — красная клубника, которая на самом деле вовсе не красная. В изображении присутствуют несколько оттенков серого и серо-зеленый цвет, но нет ни одного красного пикселя. Тем не менее большинство из нас с уверенностью скажут, что клубника на картинке красная.

Это связано с так называемым эффектом цветопостоянства, когда человек, воспринимая знакомый ему предмет, видит его в одном цвете при изменении цвета освещения. «Подкрашивая» клубнику в красный цвет, мозг компенсирует странноватое зеленое освещение, приводя изображение к условному эталону вида ягоды, который с детства зафиксирован в нашей памяти.

То же, если помните, и с черно-синим платьем. Люди, мозг которых принимал свет на фоне за солнечный, видели оттенки золотого и белого. Все из-за «поправки» цветовой гаммы на эту самую освещенность. Те, кто не воспринимал свет в качестве решающего фактора, видели синий вместо белого и черный вместо золотого.

В конце прошлого года по сети разошлась аналогичная иллюзия, только со шлепанцами «в главной роли». Они, кстати, тоже черно-синие.

Из той же «оперы» — игра теней на шахматном поле. Вы четко видите белый квадрат там, где на самом деле находится темно-серая фигура.

Иллюзия перспективы

Этот трюк — один из старейших и применяется издавна в архитектуре, изобразительном искусстве и даже на свадебных фотографиях. За возможность появления и существования таких иллюзий следует благодарить то, как наш мозг воспринимает глубину пространства.

Еще раньше, чем ребенок сможет произнести первые слова, его мозг научится искать закономерности в окружающем пространстве и, опираясь на них, воспринимать отдаленность тех или иных предметов. Во внимание принимаются такие факторы, как разность видимого размера, расположение предметов относительно друг друга, четкость картинки и, конечно же, перспектива. Например, если человек видит два одинаковых объекта, отличающихся размером, то более крупный из них будет восприниматься ближе. А если объект нечеткий — значит, он расположен очень далеко.

Зная эти «фокусы», визуальным восприятием человека легко манипулировать с помощью масштабов объектов и создания «искусственной» точки зрения. Ярким примером может служить так называемая комната Эймса. Это трапециевидное помещение с расположенными под наклоном потолком, стенами и полом. Однако спроектировано оно таким образом, что с определенной точки кажется обычной комнатой. Все наглядно и понятно разобрано в этом видео:

Вот еще несколько забавных игр с перспективой:


В погоне за точками

Сколько точек вы можете видеть одновременно? Две? Три? Четыре? Их здесь 12. Изображение было опубликовано еще в 2000 году, но с тех пор время от времени появляется в сети, каждый раз привлекая к себе большое внимание.

Секрет в периферийном зрении. Черные точки всегда присутствуют в центре взгляда, однако все остальные тем временем для наблюдателя исчезают. И опять виноват наш мозг. Это он решает, что нам видеть на периферии зрения, достраивая картинку на основе множества серых линий рядом. Черные точки при этом пропускаются как незначительные элементы.

Иллюзию связывают с именем немецкого физиолога Людимара Германа, который в 1879 году и открыл так называемую мерцающую сетку. Это была обычная сетка с рядами черных «ячеек» и белыми линиями. На пересечениях человек видит темные области, которых на самом деле нет. Ученые объясняют это латеральным торможением, когда соседние нейроны глаза оказывают друг на друга тормозящее влияние, а мозг дополняет изображение собственными образами.

Круг или квадрат?

Японский математик и инженер Кокити Сугихара регулярно подкидывает интереснейшие иллюзии-головоломки, принцип работы которых не так-то просто распознать. Летом прошлого года ученый участвовал в престижном конкурсе на лучшие оптические иллюзии. Жаль, что до первого места ему не хватило всего чуть-чуть, ведь работа и правда впечатляющая:

Так что же японец показывает — «круглые квадраты» или «квадратные круги»? Все дело в хитро выточенных гранях фигур. Они представляют собой нечто среднее между кругом и квадратом, при этом сильно деформируются асимметрично — не только в плоскости, но и в глубину. Наглядно секрет «фокуса» раскрыт в этом видео:

Основная сложность здесь в том, чтобы найти идеально точные пропорции сложных геометрических фигур, которые бы давали разный эффект при взгляде через зеркало и без него. Очень важен угол зрения и угол наклона зеркала. Вот такой технический трюк, требующий выдающихся математических навыков.

Неподвижное движение

Превеликое множество иллюзий построено на нашей способности воспринимать стационарные предметы в качестве двигающихся фигур. Именно этот принцип лег в основу иллюзии, признанной лучшей по итогам 2016 года.

Мэтью Харрисон и Гидеон Капловиц составили из полосатых кружочков разные образы. Двигающиеся внутри кругов полосы заставляют человека думать, что в движение приходят также составленные из них объекты — квадрат, вертикальные полосы, волны и т. д.

Иллюзий, связанных с мнимым движением, очень много. Среди самых известных и впечатляющих стоит отметить творение японского психиатра Акиоши Китаока:

Не меньше впечатляют и следующие примеры:

Механизм возникновения таких иллюзий давно известен, а вот объяснить физиологическую причину их появления сложно. Для достижения эффекта желательно использовать повторяющиеся контрастные цвета, а также чередование белого и черного, которое имитирует игру света и тени.

Так как глаза человека не способны одномоментно и в деталях воспринять большой фрагмент картинки, они, пытаясь расширить поле зрения, постоянно двигаются, как бы «ощупывая» находящееся перед ними изображение. По мере движения мозг пытается «склеить» картинку, сделать ее целостной, в том числе с использованием периферийного зрения. Однако его вводит в заблуждение постоянно меняющееся чередование светлых и темных оттенков. Мозг принимает этот фокус за чистую монету, полагая, что заметил изменение угла падения теней при неизменном источнике освещения. А раз так, то такое возможно только если объект двигается.

Несовершенство глаз и обработки видимой информации мозгом характерно не только для человека. Посмотрите, как этого кота загипнотизировала «человечья иллюзия»:

Ссылка на основную публикацию
Успешная диагностика и лечение рецидивирующего полихондрита
ХОНДРИТ ХОНДРИТ (chondritis; греческий chondros хрящ + -itis) — воспаление хряща. В связи с ликвидацией эпидемий тифов, частым осложнением к-рых...
Упражнения Вызывают Запор
Эффективные упражнения ЛФК и гимнастики от запора При хронических нарушениях дефекации врачи рекомендуют систематически делать упражнения от запора. Ими дополняют...
Упражнения для тазобедренных суставов
Остеопороз. Профилактика и лечение Остеопороз называют «безмолвной» эпидемией – заболевание очень распространено в мире, особенно среди людей старшего возраста. Всемирная...
Успешное проведение беременности и родов у пациентки после эмболизации маточных артерий (клиническое
Эмболизация маточных артерий и беременность Сегодня для лечения ряда гинекологических заболеваний используются органосохраняющие технологии, которые дают возможность женщине забеременеть в...
Adblock detector