Учебник Спираль качества (В

Петля и спираль качества

«Петля качества — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения». Спираль качества является аналогичным понятием.

Под петлей качества здесь понимается плоская схема, а под спиралью — пространственная модель.

Поэтому целесообразно было бы для этих двух разных моделей дать два определения, отразив назначение и специфику каждой из них отдельно.

Согласно определению, петля качества должна показывать, как, с помощью каких видов деятельности осуществляется влияние на качество на всех стадиях создания продукции. Однако в приведенной формулировке эти виды деятельности не указаны, а без них такое определение является слишком неопределенным, чтобы его можно было наглядно представить в виде модели.

В соответствии с вышеизложенными подразделами курсовой работы принципом управления качеством такими «взаимозависимыми видами деятельности, влияющими на качество», служат функции управления качеством.

Петля качества услуги, представленная на рис. 4, изображена в виде последовательно связанных между собой функций, охватывающих все этапы жизненного цикла услуг. В связи с этим представляется более обоснованным следующее определение петли качества:

«Петля качества — это модель воздействия системы качества на все этапы жизненного цикла продукции и услуги. Такое воздействие осуществляется циклично путем последовательной реализации функций: политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка необходимых мероприятий, принятие решений руководством предприятия и их внедрение на соответствующих этапах работ».

Рис. 4. Схема управления качеством услуги — петля качества услуги

Такая петля качества показывает, как «работает» система качества, в связи с чем ее целесообразно использовать при разработке системы качества для обеспечения ее четкого функционирования.

«Спираль качества», будучи пространственной моделью, имеет по сравнению с петлей лучшие демонстрационные возможности. Она может быть использована для изображения управления качеством как повторяющихся циклов петли качества, каждый раз на новом уровне. При этом наглядно может быть показан и сам факт повышения качества продукции после каждого успешного цикла управления. Таким образом, термин «спираль качества» может быть определен следующим образом:

«Спираль качества — это пространственная модель, показывающая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества с повышением качества продукции после каждого успешного цикла управления».

Но сама по себе спираль качества производит впечатление чего-то незавершенного, если вместе с ней не будет показана причина превращения петли качества в спираль. Такой причиной, как было указано ранее, служит положительное воздействие материальной базы и человеческого фактора, которое условно может быть представлено в виде вектора качества».

Дополняя, таким образом, спираль качества, можно довести ее до логического завершения и получить «Модель качества». Такую модель можно рассматривать как условное изображение концепции обеспечения качества (рис.3). При этом наглядно демонстрируется повышение качества услуги в результате совместного воздействия материальной базы, человеческого фактора и организации работ.

Петля качества

Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Читайте также:  Не так страшен «скрининг»

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международнымистандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

Рис.1 Петля качества

Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис.2 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

Рис.2 Цикл Деминга

В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Итак, управление качеством это прежде всего:

ориентация на потребителя;

охват всех фаз жизненного цикла продукции

Система качества включает 20 элементов, перечень которых начинается с элемента «Ответственность руководства» и заканчивается элементом «Статистические методы». Наиболее трудоемкой и дорогостоящей частью системы качества является документация. Документация в системе качества строится по иерархическому принципу. Основополагающим является «Руководство по качеству», в котором описывается система управления качеством, реализующая политику качества и цели в соответствии с нормами ISO-9000.

Читайте также:  Можно ли давать анальгин детям от температуры

Далее идут «Документированные процедуры», применяемые в системе, которые описывают деятельность функциональных частей, действующих при управлении качеством.

И, наконец, следуют «Рабочие инструкции, формуляры, бланки, списки» – детальные рабочие документы системы. Типичная иерархическая система документации представлена на рис. 3

1. Описание системы управления качеством, реализующую политику качества и цели в соответствии с нормативами ИСО-9000

2. Описание деятельности отдельных функциональных систем

3. Детальные рабочие документы системы

Задача управления качеством не определяется масштабом деятельности предприятия, а зависит от стратегии фирмы и наличия политики в области качества. Если руководство предприятия не уделяет внимания вопросам качества, то предприятие обречено на поражение в конкурентной борьбе. Степень же развития системы качества на фирме будет зависеть от ресурсов, которые руководство предприятия готово вложить в это направление. Возможно у предприятия на первых порах находятся средства только на получение необходимых сертификатов качества, однако развитие предприятия неизбежно связано и с развитием системы качества. Интерес к вопросам качества появляется только на определенном уровне развития фирмы; более того – этот интерес может служить надежным индикатором перспективности предприятия.

Следует отметить чрезвычайно важный аспект системы управления качеством – она строится так, чтобы текущая деятельность предприятия, обеспечивающая достижение поставленных тактических и стратегических целей, в минимальной степени зависела от индивидуальных особенностей исполнителя. С точки зрения управления предприятием, это позволяет успешно решать кадровые проблемы, обеспечивать преемственность и развитие деловых традиций.

В стандартах ISO-9000 приводятся требования к системе качества услуг. При этом «Петля качества» будет иметь другой вид (рис. 4)

Дата добавления: 2015-10-12 ; просмотров: 4176 . Нарушение авторских прав

ВОПРОС 3. Управление качеством

Под управлением качеством понимается воздействие на производственный процесс в целях обеспечения требуемого качества продукции. Управление включает 3 элемента:

1. Субъект управления (кто воздействует);

2. Объект управления (на что направлено воздействие);

3. Процесс воздействия.

Процессный подход к управлению позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цель логически взаимосвязанных действий или процессов, реализуемых посредством бизнес-функций для обеспечения качества. Процесс управления качеством охватывает все этапы жизненного цикла продукции и включает 2 аспекта управления:

— административное управление (общее руководство);

— оперативное управление качеством (методы и виды деятельности оперативного характера).

Эти аспекты образуют 2 взаимосвязанных контура управления, называемых соответственно вертикальной и горизонтальной петлёй качества. Вертикальная петля включает следующие бизнес-функции:

· Маркетинг как взаимодействие с внешней средой;

· Организация работ в области качества;

· Принятие стратегических решений.

Данные функции выполняет высшее руководство предприятия.

Горизонтальную петлю управления составляют следующие бизнес-функции:

ü Контроль качества;

ü Информация о качестве;

ü Разработка мероприятий;

ü Принятие оперативных решений;

ü Реализация решений.

Деятельность осуществляет персонал среднего звена предприятия.

Петля и спираль качества.

Плоскостная модель

Материальная база предприятия и квалифицированный заинтересованный персонал служит базой качества и гарантией получения продукции высокого качества. Если на предприятии будет хорошо организованно управление качеством, то при положительном взаимодействии базовых факторов петля качества, состоящая из бизнес-функций управления, превращается в восходящую спираль. Эффективность производства после каждого цикла управления будет представлять собой шаг спирали, т.е. повышение качества продукции (∆K). Если на предприятии нет необходимой материальной базы или исполнители незаинтересованы в высоком качестве труда, то вектор качества равен нулю и восходящая спираль снова превращается в плоскую петлю. Рассматриваемая модель представляет процесс управления качеством, путем последовательной реализации вышеуказанных логически взаимосвязанных функций.

Читайте также:  Сделать магнитно-резонансную томографию стопы и голеностопного сустава в Москве, цена

Спираль качества – это пространственная модель, представляющая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества, с повышением качества продукции (∆K) после каждого успешного цикла управления.

Этапы создания общей обобщенной модели качества и 11 функций управления качеством:

1. Маркетинг. Поиск и изучение рынка;

2. Политика качества;

3. Планирование качества;

4. Организация работ в области качества;

5. Обучение персонала;

6. Мотивация персонала;

7. Контроль качества;

8. Информация о качестве;

9. Разработка мероприятий по качеству;

10. Принятие решений;

11. Реализация ,внедрение мероприятий.

Модель Деминга-Шухарта (PDCA)

В модели Деминга-Шухарата предусматривается 4 этапа работы:

1. Планирование (PLAN)

2. Выполнение работ –действие (DO)

3. Контроль результатов (Check)

4. Корректирующие действие (Action)

Работа по циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат.

Цикличность процесса управления проявляется в том, что контроль полученных результатов должен служить основой для постановки последующих целей и задач.

Основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством продукции могут быть использованы как основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством услуг.

Услуга – это непосредственное взаимодействие поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Предоставление услуги – деятельность поставщика необходимая для обспечения услуги

Планирование и улучшение качества

Современные требования международных стандартов жестко трактуют обязанности организации по планированию качества и их реализации. Планы предприятия должны быть увязаны с политикой в области качества, подвергаться регулярным пересмотрам и ревизиям для отражения обратной связи от заказчика и потребителей. Необходимо, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными и не наносили ущерба окружающей среде. Таким образом соблюдаются интересы бизнеса и потребителей.

Планирование качества определяется как часть менеджмента, направленного на установление в области качества и определяющего необходимые технологические процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для обеспечения качества.

Целью постоянного улучшения менеджмента качества является повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц. Совершенствование системы ведет к росту конкурентоспособности предприятия путем повышения:

3. Адаптивности её бизнес-процессов

В международных стандартах содержатся требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению их деятельности, оцениваются сами системы менеджмента качества.

Модели совершенствования качества содержат критерии позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ссылка на основную публикацию
Успешная диагностика и лечение рецидивирующего полихондрита
ХОНДРИТ ХОНДРИТ (chondritis; греческий chondros хрящ + -itis) — воспаление хряща. В связи с ликвидацией эпидемий тифов, частым осложнением к-рых...
Упражнения Вызывают Запор
Эффективные упражнения ЛФК и гимнастики от запора При хронических нарушениях дефекации врачи рекомендуют систематически делать упражнения от запора. Ими дополняют...
Упражнения для тазобедренных суставов
Остеопороз. Профилактика и лечение Остеопороз называют «безмолвной» эпидемией – заболевание очень распространено в мире, особенно среди людей старшего возраста. Всемирная...
Успешное проведение беременности и родов у пациентки после эмболизации маточных артерий (клиническое
Эмболизация маточных артерий и беременность Сегодня для лечения ряда гинекологических заболеваний используются органосохраняющие технологии, которые дают возможность женщине забеременеть в...
Adblock detector