Таблица; Сравнительная характеристика обучающихся с задержкой психического развития и умственной отс

Классификация ЗПР К. С. Лебединской

Глава II

ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У детей с задержкой психического развития отмечается
большая распространенность нарушений речи (Ю. Г. Демьянов,
В. А. Ковшиков, Е. В. Мальцева, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Н. Ю. Борякова и др.).

Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей
с ЗПР полиморфны, однако, прежде всего они связаны
с особенностями психомоторного развития этих детей.

Клиническая характеристика детей с ЗПР

Этиология ЗПР связана с конституциональными факто-
рами, хроническими соматическими заболеваниями, с не-
благоприятными социальными условиями воспитания и,
преимущественно, с органической недостаточностью ЦНС
резидуального или генетического характера (Ю. Г. Демьянов, E. С. Иванов, В. В. Лебединский).

Задержка психического развития проявляется, прежде
всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недоста-
точность общего запаса знаний, ограниченность представлений
об окружающем мире, незрелость мыслительных процес-
сов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной
деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание
игровых интересов.

В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой
сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Классификация ЗПР К. С. Лебединской

С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:

1) конституционального происхождения;

2) соматогенного происхождения;

3) психогенного происхождения;

4) церебрально-органического генеза.

К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Этот вариант ЗПР характеризуется следующими особенностями..При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип
телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих
детей как бы находится на уровне детей более младшего
возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно
самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.

Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и пси-
хической астенией. У детей отмечается большая физическая
и психическая истощаемость. У них формируются такие
черты характера, как робость, боязливость, неуверенность
в себе.

При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные
условия воспитания. В случае раннего длительного
воздействия психотравмирующего фактора у детей возни-
кают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что
обусловливает патологическое развитие личности. При этом
варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера. Так, при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические
установки, эмоциональная холодность, неспособность к во-
левому усилию, труду. При авторитарном, императивном
воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка
условиях наблюдается невротическое развитие личности,
формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Наиболее сложной и специфической формой является
ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).

Этиология этой формы ЗПР связана с органическим
поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности
и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС в первые
годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых
систем.

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления
темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС
(гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации,
выраженной вегето-сосудистой дистонии).

При ЗПР церебрально-органического генеза имеется не-
зрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает
в клинической картине: эмоциональная незрелость или на-
рушение познавательной деятельности, — ЗПР центрально-
органического генеза подразделяют на две группы: первая
группа — с преобладанием органического инфантилизма;
вторая — с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей
выявляется робость, боязливость, склонность к страхам,
пассивность, заторможенность.

Нарушения познавательной деятельности
у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных,
поздно формирующихся функциональных систем. Таким
образом, нарушения психического развития характеризуются направлением «снизу вверх».

Особые случаи задержки психического развития связаны
с проблемой микросоциальной, или педагогической,
запущенности. Длительная недостаточность информации, условия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут
привести к задержке интеллектуального развития ребенка
и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая
структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными,
чем при ЗПР церебрально-органического генеза.

Недостаточный уровень развития навыков, знаний и умений педагогически запущенного ребенка обусловлен не органическим повреждением ЦНС, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной
депривации.

Читайте также:  Репозиция костей носа при переломе - как выпрямить нос

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 132 | Нарушение авторских прав

Классификация детей с ЗПР
презентация к уроку на тему

В презентации дана классификация детей с ЗПР и их особенности.

Скачать:

Вложение Размер
klassifikatsiya_detey_s_zpr.pps 182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ №131

Определение ЗПР нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости

Причины ЗПР Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность.

Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власова (1972, 1973) К.С. Лебединской В.В. Ковалева (1979)

Классификация ЗПР М. С. Певзнер и Т. А. Власова (1972, 1973) Неосложненный психофизический и психический инфантилизм «Вторичная» ЗПР , вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность

ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения Классификация ЗПР К.С. Лебединской

(неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т.А.Власовой). « Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста ». ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного происхождения Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). « Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности »

ЗПР психогенного происхождения Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1. недостаточная опека, безнадзорность, 2. гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи» , 3. развитие личности по невротическому типу

ЗПР церебрально-органического происхождения Это наиболее часто встречающийся вариант у детей с ЗПР.

Классификация В. В. Ковалева (1979) Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС); ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме ).

Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности; в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов; в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений. Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

Литература К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» Н. Ю. Борякова — статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение

§ 1. Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Краткое содержание. Феноменология задержки психического развития. Основные классификации. Представления зарубежных исследователей: понятия ММД и СДВГ. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

Основные понятия: задержка психического развития; конституциональный инфантилизм; соматогенная форма; психогенная форма; церебрально-органическая форма; малая мозговая дисфункция; синдром дефицита внимания с гиперактивностью; нравственное развитие; эмоционально-личностное становление ребенка.

Феноменология задержки психического развития. Основные классификации

Первоначально проблема задержки психического развития получила отражение в отечественных исследованиях клиницистов. Термин «ЗПР» был предложен Г. Е. Сухаревой (Сухарева Г. Е., 1955) и характеризуется исследуемый феномен, прежде всего, замедленным темпом психического развития и личностной незрелостью, вызванными негрубой патологией мозга. Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 1960-е годы.

Систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР, проведенное в 1970-е годы, позволило разработать классификацию типов ЗПР. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были представлены в книге Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» (Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973). Авторы выделяют две основные формы ЗПР: задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, и задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

В отечественной психиатрии классификация ЗПР строится на этиопатогенетическом принципе, форма ЗПР определяется причиной ее возникновения.

Так, В. В. Ковалев выделил следующие формы ЗПР: дизонтогенетическая, энцефалопатическая, ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов и культуральная форма, обусловленная социальной депривацией и педагогической запущенностью (Ковалев В. В., 1977).

Важным этапом в изучении феномена ЗПР стали исследования К. С. Лебединской и ее группы в 1970-80-е годы.

Исходя из этиологического принципа, ею были выделены основные варианты ЗПР, которые и сегодня являются наиболее продуктивными для понимания психологии детей с проблемами в развитии и оказании им психологической помощи. К. С. Лебединская (Лебединская К. С., 1980) различает четыре основных варианта ЗПР:

– задержку психического развития конституционального происхождения;

– задержку психического развития соматогенного происхождения;

– задержку психического развития психогенного происхождения;

– задержку психического развития церебрально-органического генеза.

При ЗПР конституционального происхождения инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста. В силу незрелости эмоционально-волевой сферы ребенок склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. Вследствие этого интеллектуальная продуктивность имеет зависимость от мотивации. В поведении у таких детей преобладают эмоциональные реакции, игровые, а не учебные интересы. Недостаточная целенаправленность, незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в особенностях их интеллектуальной недостаточности. В первом классе школы у этих детей иногда возникают сложности, связанные с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность и с истощаемостью внимания. Психофизическая незрелость выступает в виде несформированности или недифференцированности ценностных ориентаций. Для данной категории детей характерно преобладание установки на удовольствие.

Классификация ЗПР (по К. С. Лебединской)

При ЗПР соматогенного происхождения также отмечается эмоциональная незрелость, однако она обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями. Имеющиеся у детей заболевания приводят к резкому снижению психического тонуса. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. В школе дети данной группы испытывают сложности при адаптации к новой среде. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности. Им требуется постоянное руководящее воздействие, без которого они становятся пассивными и безынициативными.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фактора возникают стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие личности в целом, и в первую очередь способствующие патологии эмоционального развития. В качестве основного психотравмирующего фактора выступает алкоголизация родителей. Данная категория детей постоянно находится в условиях эмоциональной депривации. Однообразие социальной среды и бедность контактов детей, воспитывающихся в условиях детского дома, а также в асоциально-попустительских семьях, приводит к инфантильности установок и отношений. В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию. В условиях, где преобладают жестокость или авторитарность, у ребенка может проявляться отсутствие инициативы, самостоятельности, а также робость и неуверенность. Закрепление негативных черт характера приводит к состоянию хронической дезадаптации. У многих детей данной группы наблюдается выраженное снижение познавательной активности.

ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для клинической и коррекционной психологии ввиду определенной схожести данной формы с умственной отсталостью. Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Данная форма ЗПР значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда нет опасности грубого недоразвития основных мозговых систем. Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта вследствие остаточных явлений органического поражения головного мозга, вызванного мозговыми инфекциями и травмами. В сравнении с другими формами ЗПР здесь наблюдаются выраженная замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, снижение объема памяти во всех модальностях, разнообразные нарушения речи. В структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеются энцефалопатические расстройства, свидетельствующие о повреждении нервной системы. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которых оказываются более глубокими, чем при других вариантах ЗПР. Такие дети долго усваивают правила взаимоотношений, что мешает формированию их коммуникативных навыков. В ряде случаев они демонстрируют неадекватные происходящему реакции.

В специальной педагогике и психологии накоплены ценные сведения о клинических особенностях детей с ЗПР различных форм. Этой проблеме посвящены работы Т. А. Власовой, Ю. Г. Демьянова, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, М. С. Певзнер и др.

Представления зарубежных исследователей: понятия ММД и СДВГ

Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи.

Работа А. Strauss и L. Lehtinen (Strauss A., Lehtinen L., 1947) явилась началом рассмотрения отставания в детском развитии как следствия минимальных органических повреждений мозга. Ведущими клиническими синдромами малой мозговой дисфункции (ММД) считается нарушение познавательной деятельности и поведения.

В литературе отмечается, что характерной особенностью этих детей является эмоциональная лабильность, которая проявляется в быстрой смене настроения. Поведение детей отличается недостаточностью самоконтроля, склонностью к аффективным взрывам с агрессивностью. В качестве общих психологических особенностей детей с ММД выделяют малый объем внимания и выраженную отвлекаемость, низкую психическую активность, недостаточность сенсомоторной координации и интеграции, нарушения речи, нарушения тонкой моторики и координации движений (Ayres A., 1977; Baroff G.S., 1991; Batshaw M., 1997 и др.).

Специфической характеристикой детей этой группы считаются характерные затруднения в обучении. Большинство авторов отмечают более низкие показатели IQ у детей с ММД. В частности, I. Meier (Meier I. H., 1976) проводит анализ отклонений в развитии детей и трудностей их обучения, показывая взаимосвязь и взаимодействие между данными процессами. Однако лонгитюдные исследования показали, что дети, имеющие невысокий показатель IQ, могут хорошо функционировать в различных ситуациях вне школы (Campione J. C., Brown A. L., Ferrara R. A., Jones R. S. & Steinberg E., 1985). Американская ассоциация людей с ЗПР определяет измерение ума как существенный компонент для диагноза ЗПР, но также считает измерение адаптивного поведения главным в определении статуса ЗПР. Например, Simmons H. (Simmons H. E., 1980) в определение ЗПР включает субнормальное умственное функционирование и дефицит в адаптивном поведении. С его точки зрения, дети с одинаковым уровнем интеллекта могут сильно различаться в адаптации и социальных навыках.

Ряд зарубежных психологов и педагогов выделяют социальную и культурную депривацию как причину трудностей в обучении. По их мнению, неблагоприятные условия жизни и воспитания детей нарушают их сенсорное и эмоционально-волевое развитие, затрудняют общение с окружающими, и на этой основе задерживается как умственное развитие, так и формирование личности в целом (Лангмейр Й, Матейчик З., 1984; Тарнопол Л., 1975; Deaux K., 1991; Goleman D., 1995; Oatley K., Jenkins J.M., 1996 и др.).

Таким образом, в зарубежной литературе термин ММД включает сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний нервной системы у детей.

Начиная с 80-х годов XX века еще одна форма нарушений, обусловленная нарушением функций центральной нервной системы ребенка и имеющая сходную картину симптомов с ЗПР, выделяется как самостоятельное заболевание. Оно занесено в МКБ-10 под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). На современном этапе исследователями выделяются и рассматриваются три основные группы факторов, детерминирующих СДВГ: раннее повреждение центральной нервной системы, связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и социальные факторы. Причины, составляющие выделенные факторы, уже встречались ранее при описании этиологии ЗПР.

Изучению проблемы СДВГ особое значение придается за рубежом (Barkley R. A., 1990; Murphy D. J., Hope P. L., Johnson A., 1997; Pliszka S. R., 1998). Целенаправленные исследования в России проводятся с середины 90-х годов XX века (Брязгунов И. П., 1994; Платонова А. Г., 1996; Заваденко Н. Н., 2000; Сиротюк А. Л., 2005 и др.).

В основе СДВГ, как отмечает большинство исследователей, лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых структур головного мозга и лобных областей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Таблетки от кашля Эреспал, при каком кашле принимать Эреспал
При каком типе кашля использовать Эреспал? В каком бы виде ни проходило заболевание, его обязательно нужно лечить. Будь-то начальные стадии...
Таблетки «Бромгексин» для детей дозировка, инструкция по применению
Бромгексин ребенку 10 лет Торговое название: Бромгексин 4 Берлин - Хеми Международное непатентованное название: бромгексин Химическое название: N - (2-амино-3,5...
Таблетки Адвокард инструкция к препарату, отзывы, состав и описание
Адвокард Состав Магладен, молсидомин, кислота фолиевая, аэросил, таблетоза-80, фармаберст, кальция стеарат, сахарная пудра. Форма выпуска Сублингвальные таблетки Адвокард и Адвокард...
Таблетки от курения недорогие но эффективные рейтинг лучших
Никотиновые таблетки: инструкция по применению, показания и противопоказания, отзывы Никотиновые таблетки – это средства, содержащие в составе никотиновую кислоту. В...
Adblock detector