Что это за диагнозы ЗПР, ЗПРР у ребенка и как их снять

Чем отличается зпр от зпрр

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).

Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

Диагностирование задержки психического развития возможно с первых месяцев жизни В одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, в других преобладает задержка развития интеллекта в виде пограничной умственной отсталости Последнее иногда сочетается с признаками недоразвития лобных и теменных долей мозга на ЭЭГ [Благосклонова Н. К. и др., 1994].

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

При легкой степени задержки психического развития выявляются и признаки компенсации отстающей функции. При задержке развития средней степени, при сохраняющейся тенденции к компенсации сроки развития психических функций значительно отстают от нормативов. Тяжелая степень задержки развития, как правило, не содержит в своей структуре элементов компенсации, и задержка психического развития характеризуется не только ретардацией, но и разного рода аномалиями Данный тип задержки психомоторного развития обычно отражает последствия внутриутробного или интранатального повреждения головного мозга, и эти случаи являются наиболее сложными в дифференциально-диагностическом отношении, особенно в плане отграничения от умственной отсталости.

Главные клинические признаки задержек психического развития (по М. Ш. Вроно): запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые годы жизни так же манифестируют задержкой психомоторного развития, но в этих случаях речь идет о соответствующем синдроме, динамика которого определяется основным болезненным процессом. В некоторых случаях легких степеней задержки психического развития отмеченные нарушения в процессе последующего развития ребенка исчезают и диагноз ретардации психических функций снимается.

Различают первичные и вторичные задержки психического развития [Журба Л. Т., 1980; Лебедев Б. В, 1981; Маслова О И, 1991; Горюнова А В, 1994]. Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из данных состояний часто бывает скачкообразным через ускоренное развитие задержанных функций.

Особый вариант нарушений представляет задержанное развитие с диссоциированностью (расщеплением) и дисгармоничностью (неравномерностью) развития отдельных психических функций. Наиболее характерным для этого варианта является сочетание неравномерной задержки психических функций с аутизмом. Этот вариант задержки психического развития является предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофрении и др.).

При некоторых формах задержек психического развития большое место в клинической картине занимают неврологические нарушения с гипервозбудимостью, гипертензионными, гидроцефальными, судорожными и церебрастеническими явлениями, а также с мышечной гипотонией и др. В других случаях доминирует отставание интеллектуального развития. Последнее необходимо отличать от состояний дефекта, наступивших вследствие психических заболеваний (в первую очередь детской шизофрении и последствий органических заболеваний мозга).

Детские неврологи [Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., 1981] ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфической задержки, которая обусловлена поражением головного мозга.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общих психических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше 3 лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов.

Обоснованным является отнесение (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова) к вторичным задержкам (без изначального церебрального органического дефекта) нарушений психического развития при некоторых формах патологии зрения и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, при дефектах воспитания, особенно в условиях депривации и др. Последние исследования в области психической депривации, особенно сенсорной (слепота, глухота) и в результате сиротства, показывают, что выраженность депривационных задержек развития зависит от возраста ребенка. Если соответствующий фактор воздействует с первых месяцев жизни, то он непосредственно влияет на нервную систему. Но в тех случаях, когда слепота и глухота являются врожденными, они сами по себе уже отражают патологию головного мозга, т. е. в этих случаях речь идет о первичной церебральной патологии [Лангмейер И., Матейчик 3., 1984; Калинина М. А., 1995; Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1995; Строганова Т. А., 1995, и др.].

Существует деление задержек психического развития на тотальную, при которой созревание моторных и психических функций отстает более или менее равномерно, и парциальную, когда на первый план выступает отставание в развитии какой-либо одной функции.

Термин «тотальная задержка» чаще применяется по отношению к глубоким степеням умственной отсталости, а при пограничных формах чаще употребляется термин «парциальная задержка».

Парциальные задержки обычно обусловлены упоминавшимся выше физиологическим феноменом гетерохронии мозга, т. е. неодновременным созреванием мозговых структур, что создает возможность диспропорциональности и асинхронности развития некоторых функций вплоть до задержек формирования их. Наиболее наглядным примером являются различные варианты парциального отставания в двигательном или речевом развитии. Среди них выделяют моторные алалии, дислалии и дизартрии, диспраксии в раннем и дошкольном возрасте, которые в дальнейшем выступают как дисграфии, дискалькулии и дислексии. При ограничении двигательного пространства (иммобилизации) наблюдается отставание в формировании стато-кинетических функций, тогда как психические и речевые функции развиты нормально, а иногда даже в большей степени. Аналогичные взаимоотношения складываются при дефиците зрительно-слуховых и когнитивных стимулов.

К парциальной форме задержки психомоторного развития относится задержка развития экспрессивной и импрессивной речи или их смешанные формы, что в раннем детском возрасте встречается особенно часто. Это связано с тем, что у детей первых лет жизни при разном времени созревания структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функцию речи, имеется основа для физиологического несоответствия между семантической, смысловой и речедвигательной функциями. При отсутствии оптимального речевого контакта это и обусловливает появление различных речевых расстройств. Задержка речи на доречевом этапе заключается в позднем появлении интонационной выразительности крика, бедности и редкости голосовых реакций, отсутствии или позднем появлении первых лепетных слов и звукосочетаний, первых слов, первых фраз. Эти отклонения могут возникать на фоне своевременного формирования внутренней речи, но обычно сочетаются с задержкой семантической стороны речи. В одних случаях они свидетельствуют о нарушении только моторного компонента речи, а в других указывают на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных расстройств высших психических функций — чтения, письма, счета.

Читайте также:  Эхокардиография, цена на эхо-кг в ВАО Измайлово, Гольяново, Преображенское, Новогиреево

Возрастные особенности задержек психического развития характеризуются возвращением на предыдущий уровень развития, т. е. предыдущий возрастной период.

Так, на первом году жизни возможно отставание формирования двигательных функций, угасания некоторых безусловных рефлексов и формирования установочных, цепных симметричных и асимметричных рефлексов положения и выпрямления. Замедлено и часто непоследовательно формирование таких двигательных актов, как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др. Развитие интегративных психомоторных, т. е. целенаправленных, осознанных двигательных актов, также отстает. Если речь идет о детях второго полугодия жизни, то обычно очевидными становятся такие отклонения, как поздняя фиксация взгляда, слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной координации, снижение познавательных интересов, недостаточность предречевых этапов речи. Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее, в изменении общей психической активности.

На 2-м году жизни при сохраняющейся задержке статических и кинетических функций на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности и речи. Это проявляется в снижении ориентировочных реакций внимания и исследовательского интереса, в отсутствии или недостаточности подражания, вялости игровой деятельности, затруднении приобретения навыков самообслуживания, недостаточном понимании обращенной речи и запаздывании появления первых слов.

Если задержка психомоторного развития к 3 годам не регрессирует, то характерным в этот период является отставание речевых функций, недостаточность познавательной и игровой деятельности и несформированность возрастных форм поведения. Фразовая речь отсутствует или бедная с аграмматизмами и неправильным произношением, нет речевого подражания. Затруднено освоение навыков самообслуживания. Игра остается примитивной, нет ее усложнения или оно идет замедленно. Запас возрастных сведений и умений недостаточен, наблюдаются слабость первичных обобщений, отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные признаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игры. Моторные функции могут оставаться незрелыми, выражены диспраксические отклонения.

Существует точка зрения, согласно которой клиническая картина задержек психического развития определяется присущими разным возрастным периодам формами нервно-психического реагирования. Так, В. В. Ковалев (1988) выделяет следующие уровни возрастного реагирования: соматовегетативный — у детей от рождения до 3 лет, психомоторный — от 4 до 7 лет, аффективный — от 5 до 10 лет, эмоционально-идеаторный — от 11 до 17 лет. Хотя это деление, естественно, несколько искусственно, оно позволяет понять многие особенности психопатологии детского возраста. В последние годы в этой области выделены новые комплексы разнообразных психических симптомов и синдромов, имеющих свои общие закономерности, наблюдаемые в раннем детском возрасте и мало описанные в общей психиатрии.

Исходя из основных факторов риска развития психического дизонтогенеза по В. В. Ковалеву, задержки психического развития можно разделить на 3 клинические группы: 1) типичная задержка развития недифференцированного генеза, при котором имеют место равномерная или парциальная ретардация в целом или отдельных психических функций на фоне неврологических симптомов минимальной мозговой дисфункции или без таковых. Эта форма легкообратимая и маловыраженная; 2) задержка психического развития церебрально-органического типа, характеризующаяся выраженностью нарушений развития (средней и большей степени), сочетанием с неврологическими симптомами и частичной обратимостью отклонений; 3) задержка психического развития депривационного генеза при сенсорной депривации (у слепых и глухих) и деприваций материнской эмоциональной, когнитивной, микросоциальной и др. (у детей-сирот). Последние две формы нарушений психического развития в последние годы были изучены особенно подробно. В условиях слепоты и глухоты с первых лет жизни у детей наблюдается особая форма задержки психического развития (с одновременной дисгармонией, дизритмичностью и искажениями развития) в виде «дезадаптационного синдрома», развивающегося в раннем возрасте и достигающего своей наибольшей выраженности в период первого возрастного криза (2,5—3,5 года), который в последующем трансформируется в особое развитие личности дефицитарного типа [Козловская Г. В., 1971; Матвеев В. Ф., Барденштейн Л. М., 1975; Строганова Т. А., 1994]. Аналогичные особенности были отмечены у детей-сирот, воспитывающихся в условиях детских домов с первого года жизни. У них также выявлены характерные задержки психического развития с нарушением не только темпа, но и последовательности этапов развития, с отчетливыми, эмоциональными (депрессивными) реакциями и нарушениями общения в виде депривационного парааутизма. К возрасту 3—3,5 лет у детей-сирот с рождения формируется синдром сиротства (депрессия, парааутизм, двигательные стереотипии и др.), который к пре- и пубертатному возрасту складывается в характерное дефицитарное развитие личности [Башина В. М., Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1996; Калинина М. А. и др., 1997].

Рассмотренные задержки психического развития характеризуются обратимостью многих расстройств, т. е. относительно благоприятным прогнозом. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.

Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.

Основные отличия ЗПР от УО

Дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.

Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.

Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.
  • Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.

  • Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.

Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:

  • легкая – 50 -60;
  • умеренная 35-40;
  • тяжелая 20-34;
  • при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.
Читайте также:  Милдронат цена, Милдронат купить в Москве от 284 руб, инструкция по применению, аналоги, отзывы

Развитие ЗПР обусловлено легким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесенный в раннем возрасте.

Проблемы детей

Детям с задержкой психического развития тяжело дается общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.

Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.

Однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.

Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».

Дети с ЗПР поддаются корректировке с помощью специальных программ и занятий. Олигофрения – это диагноз на всю жизнь, ЗПР – особенность, которая устраняется, и к подростковому возрасту исчезает при условии регулярных занятий со специалистами.

Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР

В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.

Таблица отличий ЗПР и легкой умственной отсталости (УО):

При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.

Различия при диагностике

Человек, не сведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.

В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:

  • ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
  • способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
  • стремление к развитию;
  • способность просить о помощи и принимать ее от окружающих.

По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:

  • психологами;
  • невропатологами;
  • логопедами;
  • социальными педагогами;
  • родителями.

Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей так же важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.

При перспективах к улучшению состояния, ведется работа по основным направлениям:

  • усвоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
  • развитие способности к речи, контроля над ней;
  • умение концентрировать внимание на определенной задаче;
  • повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.

При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.

Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.

Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
  2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  5. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 78.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Как можно улучшить эту статью?

  • Видеоклипы
  • Головная боль
  • головокружение
  • дети
  • Методы терапии
  • Мигрень
  • Мозг
  • нарушение памяти
  • Неврит
  • Невролог
  • Аутизм
  • Болезнь Альцгеймера
  • Болезнь Паркинсона
  • Депрессия
  • Нарушения Сна
  • Синдром хронической усталости
  • Стресс
  • Тиннитус

  • Цены и акции
  • Форум
  • Подробнее
  • Вакансии
  • Отзывы
  • Карта сайта

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! ООО «Медроз» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте newneuro.ru Записаться на консультацию

Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Задержка психического развития (ЗПР) — причины, признаки, лечение в Израиле

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов — ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы — осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.
Читайте также:  Лечение аденомы простаты народными средствами Чем здоров

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы . Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите здесь.

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете здесь.

Ссылка на основную публикацию
Что такое опрелости у новорожденных детей и почему они появляются как выглядят, диагностика и возмож
Причины и лечение сухой кожи у ребенка Сухая кожа у ребенка – это частая проблема, с которой могут столкнуться родители....
Что помогает от похмелья лучшие способы профилактики и лечения
Мочегонные средства ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов" Фуросемид - отзыв "Пью после запоя") Мочегонный препарат Я не алкаш!-так говорит каждый...
Что принимать при молочнице женщине — препараты, диета и отзывы
Безрецептурные лекарства при вагинальном кандидозеФинская Аптека В этой рубрике мы публикуем ответы Харри Оваскайнена, аптекаря Новой Аптеки Ювяскюля (Jyväskylän Uusi...
Что такое отёк Квинке и как его предотвратить — Лайфхакер
Отек Квинке Отек Квинке - острое аллергическое заболевание, характеризующееся возникновением массивного отека кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек. Чаще...
Adblock detector