Чего ждать от ребенка из детского дома — Сноб

Электронный журнал о благотворительности

Елена Кузнецова, журналист и приемная мама 7-летнего мальчика Алика, в материале ««Это был сложный шаг не только для меня, но и для ребенка»: история одного усыновления» написала, как в ее семье появился сын. Во второй части материала Елена рассказывает о том, что происходит после того, как ребенок оказывается в семье, — о сложностях адаптации для ребенка и для родителей, о том, откуда брать силы и чем помочь себе и ребенку на этому этапе.

Адаптация приемного ребенка в семье – это, как я уже сейчас понимаю, непрерывный процесс. У него есть начало, но, кажется, не видно конца.

Сперва я давала себе установки: только бы продержаться первую неделю, потом – протянуть как-нибудь первый месяц, потом — первые три месяца и так далее. Процесс привыкания у Алика шел, как учат в Школе приемных родителей, «как по нотам». В этот период были и истерики, и скандалы, и катание по полу, отказ от какой-либо еды кроме йогуртов, причем только с клубникой, ломание дверей и мебели, драка, игры в грудничка с требованием соски и памперсов, ночное скачки по квартире и прыжки с верхней полки шкафа, бессонные ночи и другие прелести.

К соскам, памперсам и играм в малыша относилась спокойно, так как знала из курса Школы приемных родителей, что это временное явление (время показало, что так оно и есть). Но в целом — масштаб трудностей превысил мои ожидания. Мне все казалось, что вот после трех месяцев будет проще. Окончание трех первых месяцев пришлась на 8 марта – и тут мне мой сыночек преподнес подарок: устроил жуткий скандал, истошно все утро и валялся по полу.

«За что же мне такое, чем я заслужила!» — думала я. Я знала, что будет трудно, но вот что так бурно и долго, не ожидала.

При этом у моего сына нет каких-либо серьезных патологий –лишь сильная задержка в развитии и гиперактивность, которая сегодня встречается у многих родительских детей. Нейропсихологи и психологи говорят, что при усиленной совместной работе через три-четыре месяца мой сын по развитию нагонит ровесников, проблемы с концентрацией внимания сгладятся, будет проще с занятиями.

Иллюстрация Екатерины Селиверстовой

Помощь маме

Что мне помогло выжить и восстановиться в этот сложный период?

Во-первых, понимание – что очень важно отдыхать и восстанавливаться самой. Психологи-консультанты неустанно повторяли инструкцию для пассажиров самолета: «сначала наденьте кислородную маску на себя – потом на ребенка». Очень полезным оказался прослушанный на сайте фонда “Измени одну жизнь” вебинар Александра Элиовича “Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей”, в котором автор говорил, как избежать критических ситуаций, которые губительны как для родителя, так и для ребенка.

Во-вторых, я поняла, насколько важно общаться с такими же родителями, как я, – в клубах для приемных семей и формах.

В-третьих, важно понимать, что плохое поведение ребенка не нацелено против его приемного родителя – это лишь проявление его тревог и страхов, которые он не может контролировать и с которыми не может совладать.

С приходом приемного ребенка у меня, что очевидно, поменялось окружение. Мой ребенок стал очень сильным индикатором – с частью знакомых и родственников пришлось перестать общаться. Особое сопротивление и непонимание эта тема вызывает у людей пожилого возраста. Вот их излюбленные аргументы: «Ну надо было девочку»(причем говорят это при моем сыне), «Надо же пожить для себя и зачем такая обуза!», «Ты с ним очень церемонишься, а надо очень жестко и учить его порядку» (при том, что до это пять лет ребенок прожил в полной анархии).

Пришлось «удалить» из своей жизни людей, которые негативно относятся к моему шагу, и рассказывают страшные истории про то, как приемные дети спиваются, садятся в тюрьму и все знают про плохую наследственность. И окружить себя теми, кто помогает и одобряет. Примечательно, что после такой изоляции многие мои друзья и знакомые пересматривали свои взгляды и стремились вернуться в мою жизнь, но некоторые из них так и не возвращались.

Получилось так, что моя мама, которая сама предложила мне идею усыновления, в последний момент очень испугалась и всячески меня отговаривала. Такая же ситуация получилась и с моей сестрой, которая обещала полную поддержку и помощь. Но в итоге отнеслась к ребенку в моей семье как к конкуренту для ее сына за внимание бабушки и дедушки. И на первоначальном этапе мне пришлось приложить немало усилий, чтобы переубедить их или хотя бы не обращать внимание на их сопротивление. Это было нелегко, потому что я очень рассчитывала на их поддержку. Спустя полтора года ситуация сгладилась, особенно с мамой. Она всегда готова прийти на помощь, подменить и посидеть с сыном и стала настоящей бабушкой. Хотя до сих пор мама любит время от времени поворчать, что я взвалила на себя тяжелую ношу — поднимать больного (по ее мнению) ребенка, но отношение стало значительно теплее. Иногда мне кажется, что к моему сыну моя мама относится лучше, чем ко мне.

Среди знакомых появилось много приемных родителей и детей. Очень помогают другие мамы, приемные и нет. Я им говорю: «Мой сын хулиганит, чудит и не слушается», а они в ответ: «Наши делают то же самое». Я жалуюсь: «Он не может оставаться на одном месте больше десяти минут, плохо запоминает и вообще гиперактивный», а они в ответ: «И наши такие же». В общем, такой обмен впечатлениями приносит заряд оптимизма и большое удовлетворение, что не один мой такой. И такого заряда хватает на день-два.

Ресурсы онлайн и офлайн

Мне очень помогали вебинары фонда «Измени одну жизнь». Я поняла, что главное самой быть в ресурсе, тогда я смогу помочь ребенку.

Очень надеюсь, что мне удастся скорректировать поведение cына, хотя на это, как я понимаю сейчас, уйдут годы.

Я прослушала несколько лекций «Азбуки приемной семьи» фонда фонда «Арифметика добра» о травмах приёмных детей и их поведении. Они проводились в помещении клуба, а сейчас есть возможность следить за ними онлайн в режиме реального времени или позже послушать запись на сайте, что очень удобно. Их ведут психологи, педагоги, приемные родители со стажем. Если до этого я лишь время от времени консультировалась с психологами, когда лишь наступали острые моменты, то сейчас собираюсь прорабатывать травмы с опытным психологом Лилией Пушковой, попасть к ней мне помог фонд “Арифметика добра”. При этом я периодически советуюсь с психологом, к которой мы прикреплены службой сопровождения.

Государственные службы сопровождения пока находятся на стадии становления, но это тоже хороший ресурс для приемных родителей приемных семей. Их цель — помочь семьям, взявшим в семью приемных детей, помогать в адаптации: они предоставляют психологов, неврологов, логопедов и периодически тестируют опекаемых. Прикрепиться можно, подписав договор, к любой службе сопровождения по своему усмотрению или по направлению опеки. Такие службы создают на базе детских домов и домов ребенка, специалисты которых, в отличие, например, от сотрудников районных поликлиник и врачей, практикующих частным образом, понимают особенности детей-сирот. Я со своим мальчиком прикрепилась к ближайшему дому ребенка, и мы ходим заниматься к прекрасным нейропсихологу и к специалисту по системе Монтесорри.

Но данным службам предстоит еще выстроить правильно свою работу. Среди сложностей, с которыми столкнулась я, общаясь со своей службой, – высокая загруженность специалистов, которые занимаются в первую очередь с детдомовскими детьми, а приемные семьи идут по остаточному принципу. Причем количество таких прикрепленных «со стороны» растет в геометрической прогрессии – это же дополнительное государственное финансирование, поэтому записаться на прием очень сложно.

Отношения с опекой у меня сложились спокойные, ровные. Они мне особенно ни с чем не помогали (я полгода стояла у них на учете как кандидат, они так и не разу не позвонили ничего не посоветовали и не предложили). Но и не мешали тоже, особо не допекали проверками и бумажной волокитой. Если в других районах опеки дергают родителей, особенно после дела семьи Дель, заставляют заводить аккауты в соцсетях, размещать там фото детей, терзают с финансовым отчетами и бумагами. С моей опекой у нас “пакт о ненападении”, то есть я стараюсь выполнять их обращения и просьбы без задержек, и они меня лишний раз не дергают, — вот так мирно сосуществуем.

Мама на работе

Немного о том, как я организовала свой рабочий процесс. На работе я взяла месячный отпуск за свой счет, а потом два месяца работала дистанционно с повременной оплатой и жила за счет своих сбережений. О создании финансовых запасов минимум на 6 месяцев я позаботилась заранее. На работе к теме приемного ребёнка отнеслись с пониманием и предоставили такие возможности. Декретный отпуск у нас в стране по закону положен только тем, кто берет в семью ребенка до трех лет, моему сыну было уже шесть, поэтому отпуск мне не был положен.

Читайте также:  Прививка от гепатита В побочные эффекты, противопоказания

На четвертый месяц я решила выйти на работу, устроив ребенка в детский сад. Хотя приемных детей рекомендуют держать дома год или два, чтобы дети успели привыкнуть к дому и отношения с родителями наладились. Но у меня выбора не было – и мой Альберт пошел в сад. По природе он очень общительный, поэтому адаптация прошла относительно легко, он сразу завел друзей. Хотя, конечно, новая обстановка требовала от него определенных усилий – к вечеру он очень уставал, поэтому я старалась водить его в садик на четыре дня.

Хорошо, что наработанный рабочий стаж и опыт позволяют договориться с работодателем о гибком графике. И я устроилась на полставки, то есть работала через день. С ежедневной работой я бы многого не успевала.

Новый этап

Сейчас Алик стал намного спокойнее, увереннее себя чувствует, быстрее засыпает. Он очень вырос, и у него взгляд домашнего ребенка. Он научился считать и знает многие буквы, у него улучшилась память. Если сравнивать его с обычными домашними детьми, многие из которых свободно читают в пять лет и декламируют стихи на детсадовских праздниках, то он по-прежнему отстает от своих сверстников в общем развитии. Но за полтора года он прошел колоссальный путь, и я считаю, что мы – молодцы, особенно сын.

Вот сидим мы с ним в открытом летнем кафе в парке, и он мне говорит: “Мама, а это кафе работает допоздна”. “Почему он так решил?” — думаю я. Он тут же добавляет: ”Смотри, здесь есть лампы”. Поднимаю голову и точно, по краю тента вмонтирован ряд ламп. Думаю: “Вот мой мальчик сообразительный, мыслит логично”. И тут же Алик говорит: “Вон посмотри солнечные батареи и показывает на фонари, которые работают от солнечных батарей. Я же удивляюсь про себя: “Откуда мальчик из глуши, где и обычные электрические лампы на улице вечерами не горят, уже знает про солнечные батареи!”.

Еще год назад он с трудом говорил, путая падежи и числа, мало знал, ничего не запоминал, и жаловался мне: “У меня ум тонкий…”.

И, конечно, самое главное — у нас появилась привязанность, мы часто говорим, что любим друг друга. Я называю его «любимым сыночком», а он меня – «самой лучшей мамой». Я стараюсь обнимать и целовать его как можно чаще. У нас бывают такие счастливые дни. Конечно, это появилось не сразу. Просто вначале Алик очень хотел в семью и при первом же знакомстве начал называть меня “мамой”. Я очень хотела ребенка, и меня это подкупило. И вот так встретились два одиночества. И еще я увидела, что он меня сразу принял, я ему понравилась.

Несмотря на все его выходки и мои выпады, мы всегда мирились перед сном. Что бы ни происходило, мы обнимались и целовали друг друга на ночь. И в итоге месяцев через восемь-девять у меня как-то само собой стало вырываться “родной”, “любимый”. Я даже сама себе удивилась! Ни я, и ни он не прилагали к этому особых усилий, все само по себе получилось — образовалась любовь и привязанность.

Самое сложное сейчас — это когда происходят «откаты» назад. Вот у нас все мирно и прекрасно, а на следующий день он переутомился, подрался или возник другой стрессовый момент — и пошел резкий откат, капризы, скандалы. Все это случается неожиданно, и в такие моменты очень непросто.

Вообще, я уже поняла, что у моего сына сильный характер, он уже прошел “огонь и воду” и просто никогда не будет, но я учусь с ним договариваться и верю, что конфликтов у нас будет все меньше и меньше. Во всяком случае к его подростковому возрасту я уже полностью готова.

Детские дома Приморского края

  • Отделы опеки и попечительства
  • Отправить сообщение
  • Рекомендации специалистов
  • Замещающим родителям
  • «Горячая линия»
  • Полезные ссылки
  • Задайте вопрос
  • Органы опеки
  • Хочу помочь
  • Конкурсы
  • Поиск
  • Карта сайта
  • Службы сопровождения
  • Вакансии
  • Телефонный справочник
  • Противодействие коррупции
  • Полезные документы
    • Антитеррор
    • Конкурсы
    • Нормативные акты по правам ребенка
    • Презентации
    • Противодействие коррупции
    • Советы специалистов
    • ФГОС
  • Полезная информация

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье.

В настоящее время, когда семейное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, признано на всех уровнях приоритетным, число замещающих семей растет, стоит задача обеспечить каждому принятому на воспитание ребенку возможность для благополучного развития.

Вхождение ребенка в замещающую семью можно охарактеризовать как процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы.

Ребенок-сирота попадает в новые условия с багажом негативных воспоминаний и опыта. Его предыдущий негативный опыт в общении со значимыми взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно освоиться в новой среде.

Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в замещающей семье. Возраст, в котором ребенок попадает в замещающую семью, играет немалую роль – он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона.

Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 – на соседей и школьных товарищей, и далее – на отношения со сверстниками. Поэтому дети, попавшие в замещающую семью до 11 лет, в течении долгого времени (порой до 3 лет) заняты взаимодействием внутри семьи. Дети более старшего возраста, и особенно подросткового, возраста нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно – они вынуждены «работать» одновременно на нескольких «психологических фронтах».

Проанализировав основные процессы социализации ребенка в новых условиях. Результаты данных процессов являются интегральными критериями, определяющими благополучие ребенка.

Первый критерий – адаптация ребенка к новым условиям и его интеграция в новую семью. Без достижения такого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в замещающей семье невозможны.

Второй – положительная динамика развития ребенка. Наличие такой динамики свидетельствует, что ребенок принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений.

Третий – успешная социализация ребенка в широком социальном окружении.

Адаптация ребенка в замещающей се6мье – это объективно необходимый процесс вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Она предполагает поиск путей и форм взаимодействия в семье и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия как для реализации возможностей и жизненных планов приемного ребенка, так и для прогрессивного изменения самой семьи.

Итак, процесс адаптации – процесс двухсторонний. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что адаптируется не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее, но именно такой двухсторонний процесс изменения приемного ребенка и семьи как системы можно считать полноценной адаптацией.

В процессе взаимной адаптации семьи и ребенка исследователи выделяют несколько этапов. Первый – «Идеализированные ожидания», или «Вхождение в семью» — как у ребенка, так и у родителей – воспитателей. Примерно через месяц наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий. В результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу.

Первоначально в ходе адаптации и ребенок, и родители-воспитатели переживают кризис, который связан с нестабильностью их положения, необходимостью решения адаптационных задач. Приемные дети переживают собственную «невключенность» в замещающую семью и свою «безвластность».

Затем наступает стадия вживания, адаптации. И для ребенка, и для семьи идет установка внешних и внутренних границ, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным способностям и привычкам. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, — взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

Третий этап адаптации ребенка в замещающей семье – стабилизация отношений. Семейная система входит в стационарное состояние, которое может характеризоваться несколько сниженной сплоченностью, чем до приема ребенка, и меньшей гибкостью, но в пределах сбалансированной зоны.

Читайте также:  Симптомы избытка адреналина в крови человека; Медицинский портал

Таким образом, одним из показателей адаптации ребенка в семье следует считать включение (интеграцию) приемных детей в семейную систему. В процессе интеграции приемный ребенок становиться частью семейной системы, и тогда можно говорить о его адаптации. Если интеграции не происходит, то ребенок остается внешним элементом, не включенным в семейную систему, и в результате дезадаптируется. Замещающая семья может существовать и при нерешении проблемы интеграции приемного ребенка, но эта ситуация опасна для его благополучия.

Эмоциональная идентификация с семьей означает, что ребенок чувствует себя здесь нужным, членом данной семьи. Главное изменение, которое происходит с ребенком, — это переход от осознания себя «ничейным, детдомовским, сиротой» к ощущению себя членом семьи («семейным»). Ребенок психологически отождествляет себя с новой семьей. Дети часто представляются незнакомым людям под новой фамилией. Внутренняя позиция приемного ребенка в замещающей семье, свидетельствующая о его адаптации: «вместе со всеми».

Идентификация ребенка с семьей выражается в поведении, которое свидетельствует о разделении мира на «мы» и «они». В кровной семье она начинается с внешнего сходства ребенка и родителей. Несмотря на то, что приемные дети не имеют внешнего сходства с воспитателями, отношение к ребенку как к индивидууму, который представляет собой ценность для семьи, усиливает процесс его признания.

Включение приемного ребенка в семейную систему предполагает, что он чувствует себя включенным в семейную историю. Обычно именно осведомленность о подробностях, касающихся личности и внутренней жизни семьи, помогает тому, кто становиться ее членом, чувствовать себя «своим», а не постороннем в ней. Приемный ребенок знает историю семьи: что было до него и что произошло с его постановлением, воспитатели решились на этот шаг и как они выбрали именно его.

Если приемный ребенок включается в семейную систему, то о его адаптации будет свидетельствовать позитивный характер его семейной роли.

Неадекватные ожидания членов замещающей семьи и приемного ребенка по отношению друг к другу становятся причиной неуспешной адаптации и отвержения ребенка семьей. Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в замещающей семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий приемного ребенка и воспитателей, а также всех членов приемной семьи между собой. Взаимная адаптация членов новой семьи протекает успешно, если поведение каждого из них в его семейной роли не противоречит представлениям других о том, как эту роль надо исполнять, т.е. приобретают форму ожидания определенного поведения. Если поведение ребенка не совпадает с ожиданиями воспитателей, членов семьи, он вступает в определенный конфликт с ними.

Одной из главных проблем при создании замещающей семьи является формирование привязанности, позитивного отношения к родителям-воспитателям.

Существуют специфические показатели в характеристике детей с проблемно сформировавшейся привязанностью: им трудно создавать и поддерживать любые отношения, они не способны сопереживать, трудно проявляют любовь к другим людям, инфантильны, импульсивны, испытывают трудности в усвоении норм и правил поведения. Они не доверяют другим людям, стараются сохранить эмоциональную близость, которая была в детстве. Поведение взрослых стало причиной психологической травмы, поэтому они стараются сохранить дистанцию при взаимодействии уже с любыми другими взрослыми. Таким образом, этот психотравматический опыт ребенка оказывает влияние на формирование привязанностей.

Отношения привязанности предполагает установление между приемным ребенком и родителями — воспитателями эмоциональной близости.

Если приемный ребенок ощущает удовлетворенность сложившимися отношениями, не хочет их прервать – это также свидетельствует о наличии привязанности.

О позитивном отношении приемного ребенка к родителям – воспитателям можно судить по отсутствию отчужденности и проявлений враждебности со стороны ребенка.

Об адаптированности приемного ребенка к условиям замещающей семьи можно судить по доминирующему эмоциональному состоянию, преобладающему настроению. Адаптированный ребенок будет демонстрировать положительные эмоции, оптимистичное настроение, дезадаптированный — отрицательные эмоции, депрессивное настроение.

Критерием оценки адаптации приемного ребенка будет повышение уровня самооценки его эмоционального благополучия

Активизирует функцию приспособления к особенностям условий жизни и деятельности состояние тревоги. Тревога означает чувство напряженности и беспокойства, связанное с ожиданием чего-то неприятного. Поэтому по уровню тревожности ребенка можно судить о характере его адаптации. Адаптированный ребенок не ощущает угрозы, имеет нормальный уровень тревожности, неадаптированнй – считает окружение опасным и окружающим, имеет высокую тревожность.

По отсутствию поведенческих проблем можно судить о характере адаптации приемного ребенка. Важнейшим условием адаптации приемного ребенка является принятие им своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье.

Отсутствие постоянного общения с одними и теми же людьми лишает детей прошлого (так как только от близких он может узнать, каким он был в детстве, что пережил), препятствует формированию представлений о будущем, приводит к тому, что дети живут лишь сегодняшним днем, не накапливают личного опыта. Более того, отмечается особый феномен осознания себя – «отвержение своего опыта», когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в психологический опыт. Это препятствует развитию адекватного самосознания, у детей не складываются переживание себя в связи со своими достижениями, формируется заниженная самооценка.

На вопросы семьи, ребенок может реагировать очень остро, все, что связано с его собственными родителями, воспринимается им болезненно и не адекватно. Воспоминания о семье связаны с негативными эмоциональными переживаниями – покинутости, ненужности, нелюбимости, поэтому ребенок старается избегать этой темы. Однако ему необходимо определить свою позицию по отношению к кровным родителям. Чаще всего эта позиция сводиться к глубокому чувству вины или обиды на родителей. Если считает, он плохой, он испытывает чувство вины. Если считает, что во всем виноваты родители, — переживает злость и обиду на них (но даже в этом случае не перестает любить их). Эти эмоции влияют на процесс его адаптации в замещающей семье.

В целом воспоминания о прошлом у приемного ребенка, как правило, отрывочны, эпизодичны. Поэтому ему необходимо помочь вспомнить и объяснить прошлые события. Замещающая семья должна считаться с прошлым ребенком, уважать его родственные связи как источник его человеческого достоинства и осознание себя как личности. Условие успешной адаптации — поддержание отношений приемного ребенка с его кровной семьей, даже если он ее плохо помнит.

Воспоминания о кровной семье в течении первого полугода жизни в замещающей семье могут как бы «захлестывать» ребенка. Они многочисленны, ребенок навязчиво рассказывает о том, что было с ним в кровной семье. Постепенно по мере адаптации ребенок как бы успокаивается, он реже вспоминает о прежней жизни в детском доме или родной семье, более спокойно относиться к прошлому.

Осознание своего прошлого позволит ребенку разобраться в происходящем в настоящее время, выстроить логику событий и понять причины происходящего с ним сейчас, свой статус в замещающей семье. Для адаптации ребенка ему важно знать, что он делает в замещающей семье, зачем он здесь, каково его место, как долго он будет здесь. И все, что он выяснит о своем настоящем, его должно удовлетворять.

Отношение к настоящему также меняется, происходит переход от потребности в восстановлении сил к потребности в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах и общении. Приемный ребенок становиться более активным, в большей степени начинает осознавать свои потребности.

Кроме вопросов прошлого и настоящего не менее важно создание у ребенка позитивной и стабильной картины будущего, основанной на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. В процессе адаптации меняется отношение к будущему, ведущими становятся потребности в общении, эмоциональной вовлеченности, переменах и признании. Адаптивные модели будущего приемных детей связаны с мотивацией развития, ориентацией на самореализацию, поисковой активностью, самостоятельностью в принятии решений.

Таким образом, отношение приемного ребенка к своему прошлому, настоящему и будущему определяет оценку степени принятия ребенком помещения его в замещающую семью, что является одним из показателей его адаптации.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Обычно приемным родителям трудно распознать признаки адаптации. И каждый раз это индивидуальный процесс. Адаптация проходит в несколько этапов и может занять как несколько месяцев, так и несколько лет. Важно понимать, что кризис, чаще всего, неизбежен, но семья проходит его, достигая стабильности и ресурсности.

«Однажды у меня раздался звонок, и радостный женский голос в трубке сообщил: «Поздравьте, у нас прошла адаптация!». Я удивилась, вспоминая, что эта семья должна была принять ребенка не так давно. Спрашиваю: «А когда приняли ребенка?». «Да две недели назад!» — также радостно ответила трубка. «Хм, две недели…», — подумала я с недоверием. Можно сказать, что сама адаптация у семьи еще и не начиналась…», — рассказывает Наталия Мишанина, психолог, специалист сферы приемного родительства и социального сиротства, эксперт фонда «Достойный гражданин».

Что влияет на процесс адаптации

Адаптация — это приспособление человека к окружающим его условиям жизни. Безусловно, с этим сталкивается приемная семья. Ребенку нужно предпринять огромные усилия, чтобы привыкнуть к совершенно новому образу жизни (а ведь многие из них до этого и вовсе не жили в семье и не знают этой жизненной модели), к новым правилам, традициям, а родителям и другим членам семьи, в свою очередь, точно так же приспособиться к привычкам, характеру ребенка, его особенностям. Адаптация — обоюдный процесс, его проходят как дети, так и взрослые.

Читайте также:  Особенности обследования больных при полной потере зубов Ортопедическая стоматология

Часто приемные родители задаются вопросом: сколько по времени длится адаптация? Процесс адаптации зависит от множества факторов и может продолжаться до пяти лет. На процесс адаптации — его длительность, сложность прохождения — влияет возраст ребенка (чем младше ребенок, тем ему легче адаптироваться), пол (девочки быстрее адаптируются, чем мальчики), а также уровень здоровья ребенка, его психологическая готовность, жизненный опыт в биологической семье. Адаптация взрослого в этой ситуации тоже зависит от возраста и пола, а также от особенностей здоровья, опыта воспитания своих детей и мотивации принятия ребенка в семью, от экономического положения семьи и качества супружеских взаимоотношений.

«С приходом ребенка в приемную семью неизбежно начинаются изменения, которые касаются всей системы в целом. Эти изменения, как показывает опыт, касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов, что чревато последствиями», — поясняет Наталия Мишанина.

Первый этап: медовый месяц, или идеализированные ожидания

Это первый период процесса адаптации. Он может длиться до двух месяцев. Когда приемного ребенка приводят домой, конечно же, это радостный момент для всех. Приемные родители ощущают восторг, эйфорию, радость, счастье. А вот реакция ребенка на новую ситуацию зависит от его личностных особенностей. В некоторых случаях ребенок в этот период будет вести себя хорошо, чтобы соответствовать ожиданиям приемных родителей. Поэтому этот период еще называют «медовый месяц».

Кстати, психологи не зря советуют не принимать ребенка в семью накануне праздников. Это может излишне перегрузить его эмоциями и впечатлениями.

«В этот период стоит в мягкой форме познакомить ребенка с окружающей обстановкой, — советует психолог. — Расскажите и покажите, где чья комната, где чьи вещи, что и как устроено в доме, как пользоваться бытовыми приборами, ванной, туалетом. Покажите опасные места: плита, моющие и чистящие средства».

Это, казалось бы, «техническое» знакомство с бытом семьи тоже способствует адаптации ребенка. Он должен ужиться в вашем семейном гнезде, а для этого нужно привыкнуть, убрать смущение, стеснение, каждый уголок дома должен стать привычным, не страшным.

У каждой семьи есть свои правила — с ними нужно познакомить нового члена семьи. Если есть какие-то строгие установки, сообщите ребенку об этом. Правил не должно быть много, и они должны быть сформулированы так, чтобы ребенок их понял и запомнил.

«Нельзя сразу перегружать ребенка информацией. Также важно давать ему возможность побыть одному, помня о том, что его переполняют эмоции, чувства тревоги и, возможно, страх», — замечает Наталия Мишанина.

В первые дни задача взрослых — наблюдать за ребенком, чтобы выяснить, что он умеет, чему надо его научить, особенно в бытовом плане и в уходе за собой.

Необходимо обращать внимание на изменение здоровья ребенка. Могут появиться реакции ребенка на изменение обстановки (психологические, соматические).

Первое время не следует вводить в рацион ребенка незнакомые и непривычные для него виды пищи, также лучше придерживаться привычного для ребенка распорядка дня.

Но все же наступает момент, когда в отношениях между родителями и ребенком появляются первые конфликты.

Второй этап: вживание в семью

Это период так называемых «установочных конфликтов». Именно на этом этапе возникает кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенка как подменили, его поведение резко ухудшается. «Это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, обусловленный множеством причин. И лучшая тактика – порадоваться этим изменениям. Ведь они показывают, что семья находится на правильном пути», — замечает наш эксперт.

Этот этап может длиться от 1 до 3 месяцев. Однако, это все очень индивидуально. Есть случаи, когда семья переживает кризис очень длительное время.

Конфликт — это свидетельство нормального прохождения адаптации. Он говорит о возникновении доверительных отношений, спаде эмоционального напряжения. «Эмоции предыдущей стадии ослабевают, родители и семья начинают постепенно возвращаться к привычной жизни. А ребенок начинает вести себя привычным для него образом. С одной стороны, он «расслабляется», снимает маску, начинает вести себя естественно. С другой — начинает искать свое место в семье, проверять границы и устойчивость взрослых. В этот момент у ребенка может проявиться интерес к его кровной семье, — предупреждает Наталия Мишанина. — Своим поведением он как бы спрашивает «А вот таким вы меня будете любить? Вы меня не отдадите обратно?». Это своеобразное испытание для приемных родителей и для всей семьи в целом».

Если на первом этапе были упущены какие-то важные правила, то озвучивание их на этом этапе может стать причиной серьезных конфликтов.

Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. Это, безусловно, влияет и на качество жизни семьи. Часто родители, порой сами того не замечая, снижают внимание к своим кровным детям, что может привести еще и к сложностям в этой сфере: у детей возникает ревность, непринятие, бунт. Родитель оказывается между двух огней: кровный ребенок тоже может начать вести себя плохо, у него может снизиться успеваемость в школе.

В этот период важно избежать типичных ошибок. Во-первых, не ожидайте благодарности и признания от приемного ребенка. Во-вторых, не идеализируйте его, не приписывайте ему умения или знания, которых у него нет. Возможно, это бунт ребенка и против ваших самых добрых намерений: вы хотите создать из него идеал, а он ощущает, что «не дотягивает» до ваших мечтаний и требований. Также могут быть сложности в адаптации в детском саду или школе. Кстати, часто специалисты советуют вообще пропустить первый год жизни приемного ребенка в семье, и только на следующий вести его в садик или школу, можно также использовать механизм домашнего обучения, потому что двойная адаптация — это еще большая нагрузка на психику ребенка.

Постепенно обе стороны — и взрослые, и ребенок (а также другие члены семьи) — проживают этот период. Родители учатся правильно реагировать на поведение ребенка, ребенок становится более открытым, его тревожность снижается. В итоге конфликты в семье постепенно утихают, их становится меньше.

Как можно понять, что второй период адаптации завершен? Это адекватное поведение родителей и ребенка в конфликтных ситуациях, принятие, усвоение и применение ребенком всех существующих в семье правил и норм, доверительные отношения между всеми членами семьи. Также явно заметны успешные результаты адаптации ребенка в социальной сфере.

«Приемной семье даже необходимо пройти через кризис, — замечает Наталия Мишанина. — Во-первых, кризис выявляет для взрослых проблемы ребенка, они начинают лучше его понимать, и с помощью специалистов ищут пути решения. Эмоциональные проблемы, если их не решить, не дадут пойти дальше. Зато после преодоления всех трудностей родители ощущают большую уверенность в себе, у них повышается их родительская квалификация. Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно. Он уже понимает, что его не отправят обратно в детский дом или приют, даже если он сделает что-нибудь неправильно. Общий уровень тревожности ребенка снижается, растет его самооценка. И у него уже получается легче выстраивать взаимоотношения с членами семьи. А совместно преодоленные трудности сплачивают семью».

В кризисный период часто сложно справиться самостоятельно, родители подчас испытывают эмоциональное выгорание, у них опускаются руки. Важно вовремя обратиться за помощью к психологу, специалисту в сфере приемного родительства, который поможет всей семье вместе преодолеть кризис.

Третий этап: стабилизация

Это уже новый этап взаимоотношений в семье. Взрослые лучше понимают свои проблемы и проблемы ребенка, они ресурсны, дают ему эмоциональную поддержку и при этом не предъявляют огромное количество требований, зная его возможности.

Обычно на этом этапе родители удовлетворены своей семейной жизнью. Они ощущают, что достигли той самой цели, тех эмоций, которые и испытывали в самом начале, формулируя для себя мотивы принятия ребенка в семью. Часто на этом этапе семья задумывается о принятии еще одного приемного ребенка.

А ребенок, со своей стороны, спокоен за себя и за свое будущее. Он находит место и в социуме. А кровные дети, в свою очередь, обретают ценный опыт помощи тому, кто в ней нуждается, и они обычно испытывают гордость за своих родителей, за семью.

Ссылка на основную публикацию
Цитоплазматическая мембрана ( ЦПМ ) бактерии
Цитоплазматическая мембрана – строение и функции. Производные ЦПМ и их функции Цитоплазматическая мембрана составляет в зависимости от вида бактерий 8–15...
Цимевен, купить в аптеках Москвы, лиоф
Цимевен ® (Cymevene ® ) Действующее вещество: Содержание Состав и форма выпуска Фармакологическое действие Способ применения и дозы Условия хранения...
Цинковая мазь отзывы, свойства, применение
IDERMATOLOG.NET - Симптомы, лечение, онлайн консультации Цинковая мазь – дешёвое лекарственное средство на основе оксида цинка, для лечения заболеваний кожи....
Цитоплазматическая мембрана 1
В состав цитоплазматической мембраны входят Обозначения: 1-гранулы поли-β-оксимасляной кислоты; 2-жировые капельки;3-включения серы;4-трубчатые тилакоиды;5-пластинчатые тилакоиды;6-пузырьки;7-хроматофоры;8-нуклеоид;9-рибосомы;10-цитоплазма;11-клеточная стенка;12-цитоплазматическая мембрана;13-мезосома;14-вакуоли; 15ламелярные структуры; 16гранулы полисахарида;...
Adblock detector